044 223 68 97 Моя галерея Регистрация
Подобрать

Подписаться
  • на персональную подборку новостей
  • на подарок от Борща!

Кто есть мастер?

2015-09-23

Между оформлением буклета и поеданием блинчиков на ночь появилась минутка, в связи с чем спешу срочнейше поделиться своими размышлениями. Возможно, где-то в них будет нотка недовольства, но это так случайно получается – само по себе образовалось, спустя время работы с определённым материалом.
А поведать я хочу вот о чём. Каждый третий участник наших курсов, мастер-классов или арт-туров прямо-таки умоляет посмотреть работы преподавателя.
И это ещё ничего, это можно понять и это даже похвально – любопытство, интерес, мол, «с кем ж работать-то буду», но многие ещё и делают определённые из этого выводы. То есть вот смотрят работы и говорят, например: «Не-е-ет, этот мастер мне не нравится». Мастер 30 лет работает над иллюстрацией, живёт этим, зарабатывает на некислую жизнь, много лет преподаёт, владеет разнообразными техниками и доступно «разжёвывает» материал, о чём мы обязательно сообщаем. Но Ценителю прекрасного его работы не по душе – оно и понятно, ведь посмотреть удалось в основном графические работы, в которых важнейшую роль играет линия, а не цвет, как в живописи. Ценитель любит яркое, броское, необычное – назовём это «ярмарочным виденьем». И вот это «ярмарочное виденье» не позволяет человеку глянуть глубже, всмотреться в линию и понять, что у этого художника прямо стоят руки – и это важно. Ни один хороший преподаватель не станет навязывать свой стиль, свои сюжеты – он поделится всем, что накопил за многие годы, но настаивать на чём бы то ни было он не имеет морального права. Ученик есть творец, преподаватель – советчик.
Мы ставим постановки для натюрмортов, выбираемся делать этюды по живым пейзажам – нет, это тоже не есть обязанность – рисовать и писать именно их, но далеко ли уйдёт ученик, перерисовывая и переписывая чужие работы? Развлечения ради (и для пользы, естественно) можно «перерисовать Ван Гога», но строить программу лишь на этом противопоказано.

Это как приходить на тренировки и просить тренера «показать всякие приёмчики» в тот момент, когда он – заслуженный тренер СССР, МСМК и просто мужчина в возрасте. То есть «приёмчики» он, конечно, покажет, но ведь его регалии говорят сами за себя – верно? Более того, если он покажет «приёмчики» для длинноруких и длинноногих, потому что сам таким является, низенький и коренастый ученик воскликнет: «Боги! Мне ведь этого не повторить!». Или поморщит носик, повздыхает и уйдёт к другому тренеру, потому что этот «не нравится, не такой какой-то». Но эта ситуация – малореальна. За такого тренера говорят его звания. К такому тренеру можно идти, имея любую форму, любую конституцию тела – он найдёт подход к каждому своему воспитаннику. Так, низкими коренастыми тренерами воспитываются чемпионы-тяжеловесы. И наоборот.

И в искусстве точно так же. Более трёх десятков лет работы над иллюстрацией – это то, что говорит само за себя. Это значит, что человек чувство цвета и понимание линии уже развил настолько, что имеет абсолютно логичное право нести это чувство и понимание дальше. Так же, как и опыт преподавания в более сорока лет, о чём-то да говорит. Так же, как и ученики, которые побеждают на конкурсах в Европе и Америке.

Субъективное «не нравится» порой вредит. Стремясь к преподавателю, который предлагает исключительно переписывать чужие картины, ученик сознательно отказывается от многих навыков, которые если и придут при такой методике, то намного позже, нежели при самостоятельной работе с постановками, натурщиками, пейзажами: композиция будет уже построена, краски замешаны, место подобрано – всё это уже сделал кто-то ДО.
К чему я это всё?

Откажитесь от «ярмарочного виденья» – яркая картинка не всегда есть показатель мастерства.

Не бойтесь чистого холста. Не бойтесь брать предметы, которые вызывают радость/восторг/умиление/восхищение/эмоции_вообще и тащить их в студию – именно они помогут освоить навык на практике.

Не отказывайтесь от постановок – в какую-то секунду они могут показаться скучными или странными, но уже через полчаса работы ученик понимает: да, это увлекательно! Каждая новая работа – это несколько задач, развивающих навыки, необходимые для дальнейшей реализации своих идей и задумок.

Пробуйте новые материалы, даже если отдаёте предпочтение чему-то уже знакомому – открывая больше опций, мы расширяем свои возможности.

Из трёх ваз и одной ложки можно написать самую причудливую картину в любимом жанре!
Важно, что именно ВЫ это увидели, а не кто-то ДО.

Просто дерзайте. А наши преподаватели – они на то и преподаватели, чтобы обучить, показать и рассказать то, что необходимо любому человеку, который хочет овладеть искусством изображения. Малевич тоже не с квадрата начинал ;)

Духовная пища в каждый дом